Родителям о ФГТ в ДОУ

Грядущий 2012-2013 учебный год для нас особенно волнующий и ответственный: мы приступаем к реализации федеральных государственных требований (ФГТ) и вводим в практику работы МДОУ основную общеобразовательную программу (ООП). 

Что такое "ФГТ"? 

ФГТ - Федеральные государственные требования, разработанные в соответствии с Законом РФ "Об образовании". Необходимость их разработки возникла в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, доступности для каждого гражданина - где бы он ни проживал в нашей стране - качественного образования. 

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ к ООП ( основная общеобразовательная программа), заключаются в следующем: 

  1. если раньше в большинстве комплексных программ (в том числе Программа воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой) были разделы, которые соответствовали определенным дисциплинам или предметам, то теперь речь идет о совокупности образовательных областей; 
  2. акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие "качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность" и т.п.; 
  3. решать поставленные задачи предлагается: 
  • максимально приближаясь к разумному "минимуму", т.е. не за счет "раздувания" расписания занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом принципа интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещен акцент с занятий). 

Что такое "Образовательная область"? 

Образовательная область – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. 

Образовательные области, выделенные в ФГТ: 

  1. здоровье; 
  2. физическая культура; 
  3. социализация; 
  4. труд; 
  5. безопасность; 
  6. чтение художественной литературы; 
  7. коммуникация; 
  8. познание; 
  9. музыка; 
  10. художественное творчество.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: 

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; 
  • воспитание культурно-гигиенических навыков; 
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: 

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: 

  • развитие игровой деятельности детей; 
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми; 
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: 

  • развитие трудовой деятельности; 
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; 
  • формирование первичных представлений о труде взрослых. Его роли в обществе и жизни каждого человека.

Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: 

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; 
  • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; 
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: 

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; 
  • развитие литературной речи; 
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: 

  • развитие музыкально-художественной деятельности; 
  • приобщение к музыкальному искусству.

Содержание образовательной области «Коммуникация»направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: 

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми; 
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; 
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: 

  • сенсорное развитие; 
  • развитие познавательно- исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности; 
  • формирование элементарных математических представлений; 
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: 

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); 
  • развитие детского творчества; 
  • приобщение к изобразительному искусству.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ

  1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. 
  2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. 
  3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. 
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). 
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. 
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. 
  8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Наверх